Проблемы детей, имеющих
нарушения поведения, связанные с ними трудности обучения в настоящее время
особенно актуальны. Постоянно возбужденные, невнимательные, непоседливые и
крикливые, такие дети приковывают к себе внимание учителя, которому необходимо
следить, чтобы они сидели спокойно, выполняли задания, не мешали
одноклассникам. Эти школьники на уроке постоянно заняты своими делами, их
трудно удержать на месте, заставить выслушать задание и тем более выполнить его
до конца. Учителя они «не слышат», все теряют, все забывают. Они неудобны
учителям в силу своей чрезмерной активности и импульсивности. А так как
современная школа представляет собой систему норм, правил, требований, регламентирующих
жизнь ребенка, то можно говорить о существующей системе обучения как о не
приспособленной к работе с гиперактивными детьми.
Именно поэтому в
последние годы проблема эффективности обучения гиперактивных детей становится
все более актуальной и обсуждаемой. Так, еще несколько лет назад в начальных
классах гиперактивных детей было по одному - два в классе, а сейчас в эту
группу попадает уже около 20-30% учащихся. И этот процент постоянно растет. При
всех существующих проблемах поведения интеллектуальные функции гиперактивного
ребенка не нарушены, и такие дети могут успешно осваивать программу
общеобразовательной школы при условии соответствия требований школьной среды
возможностям ребенка.
Что
такое гиперактивность?
"Гипер...” — (от греч. Hyper — над,
сверху) — составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово
"активный” пришло в русский язык из латинского "a tivus” и означает
"действенный, деятельный”.
Под гиперактивностью принято понимать чересчур
беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение
преобладает над торможением. Врачи полагают, что гиперактивность является
следствием очень незначительного поражения мозга, которое не определяется
диагностическими тестами. Говоря научным языком, мы имеем дело с минимальной
мозговой дисфункцией. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в
раннем детстве. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость и агрессивность
часто приводят к конфликтам в семье и школе.
Дети, которые имеют нарушения внимания и
двигательную расторможенность, всегда были в центре внимания родителей,
педагогов и исследователей. Потому что они - необычные дети, сложные для
организации эффективного педагогического общения с ними.
Наиболее ярко
гиперактивность проявляется у детей в старшем дошкольном и младшем школьном
возрасте. В этот период осуществляется переход к ведущей – учебной –
деятельности и в связи с этим увеличиваются интеллектуальные нагрузки: от детей
требуются умения концентрировать внимание на более длительном отрезке времени,
доводить начатое дело до конца, добиваться определенного результата. Именно в
условиях длительной и систематической деятельности гиперактивность заявляет о
себе очень убедительно. Родители вдруг обнаруживают многочисленные негативные
последствия неусидчивости, неорганизованности, чрезмерной подвижности своего
ребенка и, обеспокоенные этим, ищут контактов с психологом.
Портрет
гиперактивного ребенка.
Наверное, в каждой
группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго
сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают
дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень
подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Гиперактивные дети
часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая
конфликтные ситуации. Они часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.
Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей:
"Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается,
вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего
поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль.
Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно
концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество
вопросов, но редко дожидается ответов”. Вероятно, каждому воспитателю и учителю
знаком этот портрет.
Авторы психологического
словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность,
отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто
гиперактивности сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими,
трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального
развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать
показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в
возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.
Как
выявить гиперактивного ребенка.
Психологи выделяют
следующие признаки, которые являются диагностическими симптомами гиперактивных
детей.
1. Не может спокойно
сидеть на месте, когда этого от него требуют.
2. Легко отвлекается на посторонние стимулы.
3. С трудом сохраняет внимание при выполнении
заданий или во время игр.
4. Часто переходит от одного незавершенного
действия к другому.
5. Не может играть тихо, спокойно.
6. Болтливый.
7. Часто мешает другим, пристает к окружающим.
8. Часто теряет вещи.
9. Иногда совершает опасные действия, не
задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по
сторонам).
Диагноз считается
правомерным, если наличествуют, по меньшей мере, восемь из всех симптомов. Так,
имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети
отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным
интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, имеют некоторые
другие отклонения от средних возрастных характеристик, что приводит к
отсутствию у них интереса к систематическим, требующим внимания занятиям, а
значит, и будущей или настоящей учебной деятельности.
Основные проявления
гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания,
двигательная расторможенность, импульсивность. Американские психологи П. Бейкер
и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.
Дефицит активного
внимания:
1. Непоследователен,
ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не слушает, когда к
нему обращаются.
3. С большим
энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности
в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и
требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает
забывчив.
Двигательная
расторможенность:
1. Постоянно ёрзает.
2. Проявляет признаки
беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается
куда-либо).
3. Спит намного меньше,
чем другие дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Импульсивность:
1. Начинает отвечать,
не дослушав вопроса.
2. Не способен
дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо
сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться
вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может
контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо
правилами.
6. При выполнении
заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На
некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он
успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7
лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может
предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает,
гиперактивен.
Причины
возникновения.
В возникновении
гиперактивности, по мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те
факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности,
родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или
трудные роды. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте.
Неблагоприятно протекающая беременность. Токсикоз, заболевание внутренних
органов матери во время беременности, нервные стрессы. Влияет на центральную
нервную систему плода нехватка витаминов и аминокислот. Неблагоприятно
воздействуют на ребенка применение женщиной лекарственных препаратов во время
беременности, таких как снотворные, гормональные препараты, транквилизаторы.
Неблагоприятные роды. Патология родов. Инфекция и токсикация первых лет жизни
ребенка.
Методика
работы с гиперактивными детьми.
Гиперактивные дети
нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально
регулярный характер. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха
там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и
особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с
гиперактивным ребенком.
Обязательными должны
быть:
- Утренняя зарядка,
подвижные игры на воздухе и длительные прогулки. Физические упражнения ребенка
и подвижные игры позволят снять излишнюю мышечную и нервную активность. Если
малыш плохо спит, лучше вечером также играть в активные игры.
- Активные игры,
которые одновременно развивают мышление.
- Массаж. Он уменьшает
частоту пульса, понижает возбудимость нервной системы.
Хорошо бы отдать
ребенка в спортивную секцию. Показаны такие виды спорта, где ребенок учится
соблюдать правила, контролировать себя, взаимодействовать с другими игроками.
Это командные игры. Такие как, хоккей, футбол, баскетбол.
У гиперактивных детей
может проявиться выраженная способность к определенному роду занятий. Например,
музыка, спорт или шахматы. Следует развивать это увлечение.
Сохранившиеся признаки
гиперактивности и импульсивности следует учитывать при профессиональной
ориентации. Однако обычно прогноз у гиперактивных детей благоприятный. По мере
роста и взросления симптомы гиперактивности ослабевают.
Гиперактивный ребенок
зачастую сложен в общении. Родители такого ребенка должны помнить, что малыш не
виноват. Строгое воспитание не подходит гиперактивным детям. Нельзя кричать на
ребенка, сурово наказывать, подавлять. Общение должно быть мягким, спокойным,
без эмоциональных всплесков как положительных, так и отрицательных. Не стоит
перезагружать ребенка дополнительными занятиями. Но и нельзя позволять все
такому ребенку, иначе он быстро начнет манипулировать родителями. Стоит
поощрять ребенка даже за незначительные достижения. Следите, чтобы ребенок не
переутомлялся.
Рекомендации для учителей:
В работе с ребёнком, имеющим серьёзные
нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации.
Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и понимающий учитель,
если родители действительно заинтересованы в том, чтобы помочь своему ребёнку.
Обязательно нужна совместная работа родителей и учителей, построенная на
эмоциональной заинтересованности родителей.
1.
Оптимальный выбор места за партой – в центре класса напротив доски.
Предоставлять ребёнку возможность быстро обращаться за помощью к учителю.
2.
Хладнокровие учителя – основа успеха. Взрослый должен в любой ситуации
сохранять спокойствие.
3. До
минимума ограничивать отвлекающие факторы.
4.
Учебные занятия строить по чётко распланированному стереотипному распорядку,
вводить ритуалы.
5.. По
возможности игнорировать вызывающие поступки ребёнка и поощрять за его хорошее
поведение. Хвалить сразу же. Поощрять чаще, например, каждые 15 – 20 минут,
выдавать жетоны за хорошее поведение, которые можно обменять на «награды»,
право идти в первой паре, дежурить и т.д. наказывать следует очень осторожно, и
проявлять при этом последовательность.
6. Не
загружать скучной работой. Больше динамики!
7.
Давать короткие, конкретные и понятные инструкции, не более 10 слов.
Использовать работу по пооперационным картам.
8.
Использовать индивидуальный режим работы для этих учащихся: уменьшить
рабочую нагрузку, вводить частые перерывы в работе; предусматривать возможность
для двигательной «разрядки» (физкультминутки, психогимнастика); работать с ними
активно, вызывать к доске в начале урока (дня).
9. Основная задача учителя – научить ребёнка
работать по речевой инструкции, последовательно выполнять определённые
действия, контролировать и оценивать их выполнение.
10. Не требовать одновременно аккуратности,
внимательности и усидчивости. Это не под силу
гиперактивному ребёнку.
11. Перед выполнением работы провести беседу с
ребёнком, обговорить правила, заключив с ним своеобразный «договор» о тех или
иных действиях.
12. Избегать сравнений ребёнка с послушными и
спокойными сверстниками. Это унижает его и снижает самооценку.
13. В коллективную
деятельность включать поэтапно: начать с индивидуальной работы, затем в малых
группах и после этого перейти к коллективным видам деятельности.
14. Задания,
предъявляемые на уроке писать на доске.
15. Обучать
саморегуляции своего поведения, двигательной активности, приёмам избавления от
мускульного напряжения.
16. Учитель и родитель могут обмениваться
карточками, в которых записываются даже незначительные достижения. Это повышает
уверенность и самооценку ребёнка.
17. Использовать на уроке элементы игры,
соревнования.
18. Большие задания разбивать на
последовательные части, контролируя выполнение каждой из них.
19. Создавать ситуации, в которых
гиперактивный ребёнок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в
классе по некоторым областям знаний
20. Помнить, что с
ребёнком необходимо договориться, а не стараться сломить его!
21.Объяснять родителям и окружающим, что
улучшение состояния ребёнка зависит не только от специального лечения и
коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
22. Помнить, что прикосновение является
сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения.
23. И самое главное, следует всегда помнить,
что гиперактивность - это не поведенческая проблема, не результат плохого
воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть
поставлен по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности
невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями.
Гиперактивный ребёнок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с
которыми самостоятельно не может. Дисциплинированные меры воздействия в виде
постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению
поведения ребёнка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции
синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном
сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов, к которым относятся
психологические и нейропсихологические программы, игры и упражнения.
Рекомендации родителям
Первая
группа рекомендаций относится к внешней стороне поведения
близких ребенку взрослых людей.
Старайтесь по возможности сдерживать свои
бурные аффекты, особенно если вы огорчены или недовольны поведением ребенка.
Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного
поведения, какими бы незначительными они ни были. Воспитывайте в себе интерес к
тому, чтобы глубже познать и понять ребенка.
Избегайте категоричных
слов и выражений, жестких оценок, упреков, угроз, которые могут создать
напряженную обстановку и вызвать конфликт в семье. Старайтесь реже говорить
“нет”, “нельзя”, “прекрати” – лучше попробуйте переключить внимание малыша, а
если удастся, сделайте это легко, с юмором.
Следите за своей речью, старайтесь говорить
спокойным голосом. Гнев, возмущение плохо поддаются контролю. Выражая
недовольство, не манипулируйте чувствами ребенка и не унижайте его.
Вторая группа
рекомендаций касается организации среды и окружающей обстановки в семье.
Если есть возможность, постарайтесь выделить
для ребенка комнату или ее часть для занятий, игр, уединения (то есть его
собственную “территорию”). В оформлении желательно избегать ярких цветов,
сложных композиций. На столе и в ближайшем окружении ребенка не должно быть
отвлекающих предметов. Гиперактивный ребенок сам не в состоянии сделать так,
чтобы ничто постороннее его не отвлекало.
Организация всей жизни должна действовать на
ребенка успокаивающе. Для этого вместе с ним составьте распорядок дня, следуя
которому, проявляйте одновременно гибкость и упорство.
Определите для ребенка круг обязанностей, а их
исполнение держите под постоянным наблюдением и контролем, но не слишком
жестко. Чаще отмечайте и хвалите его усилия, даже если результаты далеки от
совершенства.
Третья
группа рекомендаций направлена на активное взаимодействие ребенка с близким
взрослым, на развитие способности, как взрослого, так и ребенка почувствовать
друг друга, сблизиться эмоционально.
И здесь совершенно незаменима самая важная
для детей деятельность – игра, поскольку она близка и понятна ребенку.
Использование же эмоциональных воздействий, содержащихся в интонациях голоса,
мимике, жестах, форме реагирования взрослого на свои действия и действия
ребенка, доставит обоим участникам огромное удовольствие.
Не опускайте рук.
Любите вашего норовистого ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть
школьные трудности. Когда становится
совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и
раньше, гиперактивность проходит. По наблюдениям большинства врачей и
психологов, общая двигательная активность с возрастом уменьшается, а выявленные
невротические изменения постепенно нивелируются. В мозгу у ребенка появляются
связи, которых не было или они были нарушены. Важно, чтобы ребенок подошел к
этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплексов неполноценности. Так
что, если у вас гиперактивный ребенок, помогите ему, все в ваших руках.
Полезные советы
родителям гиперактивных детей, предложенных доктором Д. Реншоу.
1. Проявляйте
последовательность в соблюдении установленных правил и в применении мер
наказания.
2. Следите за своей
речью, говорите медленно, спокойным тоном. Чувство гнева и возмущения - это
нормальное явление, но оно поддаётся контролю и совсем не означает, что вы не
любите своего ребёнка.
3. Старайтесь, по
возможности, держать свои эмоции в охлаждённом состоянии, укpeпляя нервы для
того, чтобы выдержать ожидаемые эксцессы. Обращайте внимание и реагируйте на
любые проявления позитивного поведения детей, как бы незначительны они ни были.
Кто ищет хорошее, тот обязательно его находит.
4. Избегайте
непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить: «Нет»,
«Прекрати», «Нельзя».
5. Отличайте формы
поведения, которые вам не нравятся, от личностных качеств своего ребёнка.
Например, советую говорить так: «Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты
растаскиваешь грязь по всему дому».
6. Предлагайте ребёнку
очень чёткое расписание повседневных дел. Составьте распорядок дня, в котором
определите время утреннего подъёма, еды, игры, просмотра телевизора, для
занятий, работы по дому и отхода ко сну. Следуя этому расписанию, проявляйте
гибкость и упорство, так как ребёнок всё равно будет его нарушать. Постепенно
такая организация жизни будет действовать на него успокаивающе. Он обретёт
уверенность и сможет в дальнейшем многое делать самостоятельно.
7. Учите ребёнка
выполнять новые или сложные задания, используя для этого сочетание практических
действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. Повторяйте эти уроки,
пока он не научится выполнять их так, как надо. Для закрепления различных
навыков и умений ребёнку с повышенной активностью требуется больше времени, чем
здоровым детям. Проявляйте терпение, не раздражайтесь, повторяйте обучение
снова и снова.
8. Постарайтесь
выделить для ребёнка комнату или её часть, которая будет его собственной,
особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в её
оформлении. Поставьте рабочий стол так, чтобы ребёнок видел перед собой гладкую
пустую стену, на которой ничего его не отвлекает. Простота, ясные, спокойные
цвета и порядок помогают сконцентрировать внимание. Ребёнок, у которого
повышена активность, не в состоянии сам отфильтровывать внешние возбудители,
сделать так, чтобы ничто постороннее не мешало ему заниматься делом.
9. Предлагайте ребёнку
не больше одного дела одновременно; давайте ему только одну-единственную
игрушку; прежде чем он займётся раскрашиванием, уберите со стола всё лишнее;
когда ребёнок садится делать уроки, выключайте радио и телевизор.
10. Определите для
ребёнка круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его
развития. Задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей
следует держать под постоянным наблюдением и контролем. Советую отмечать и
хвалить усилия ребёнка, даже если результаты далеки от совершенства.
11. Старайтесь
расшифровывать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении
ребёнка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей.
Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. В
этих случаях полезно увести ребёнка на несколько минут из зоны конфликта в
«священную рощу» - его комнату.
12. Ограничивайте число
товарищей по играм одним, самое большее двумя детьми одновременно из-за того,
что ребёнок слишком легко возбуждается. Лучше всего приглашать детей к себе в
дом, так как здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией и влиять на
направление игры или занятий. Объясните маленьким гостям правила, действующие в
вашем доме.
13. Старайтесь не
проявлять к ребёнку излишней жалостливости, не надоедайте ему расспросами, не
обнаруживайте своих страхов за него, но не допускайте и всепрощения. Помните,
что его нервная система находится в особом состоянии, но она поддаётся
улучшению и управлению.
14. Помните названия и
дозы лекарств, которые выписаны ребёнку. Давайте их регулярно. Следите за их
воздействием на ребёнка и сообщайте об этом лечащему врачу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий